english | русский


Д. Н. Гоберман. Каталог. Рисунки.

Хронологические рамки раздела Рисунки ограничены с одной стороны, первым, известным нам ученическим рисунком Гобермана 1929 г., с другой, — поздними композициями начала 1990-х гг. Но основная часть раздела это работы второй половины 1970-х гг. Это тематические циклы большеформатных рисунков: Художник (01,02), Карпаты (03,04), Изразцы (05), Пейзажи (06), Времена года (07), Головы (08), Маски (09), Сосуды (10), Натюрморты (11), Шуты (12), Портреты (13), Поэт (14). (Названия циклов даны составителями каталога для удобства работы с материалом). Здесь же представлены эскизы и наброски к этим циклам.

В 1970-е гг. Гоберман искал новую технику рисунка: много рисовал не графитным, а жировым карандашом по мелованной бумаге, иногда подкладывая под неё песок (04). Так получалась сложная зернистая фактура, напоминающая литографию.

Как в акварелях и гуашах, в рисунках 1970-х гг. совершается переход от натурной фиксации к умозрительности и поиск индивидуального художественного языка.

Д. Гоберману, получившему образование в стенах Академии художеств, академический рисунок был не интересен. И хотя изобразительный ряд раздела Рисунки начинается классической штудией головы Гермеса, практика конца 1970-х гг. показывает, какого рода гóловы его привлекали и к какому рисунку он стремился: антропоморфные гóловы-сосуды, гóловы — живой парафраз мертвых гипсов, гóловы — подобие бумажной архитектуры. И, соответственно, оттачивается не классический, а подчеркнуто непрофессиональный рисунок. Как и в поздних гуашах, в зрелых рисунках реализуется отказ от догматического понимания натюрморта как «мертвой натуры», воплощается принцип «одухотворения» материи(15).

В циклах Художник и Карпаты фигурирует особый лирический герой, не встречающийся более нигде — ни в других рисунках, ни в других разделах — альтер-эго автора (16, 17). Через этого персонажа Гоберман исследует феномен взаимоотношений профессионального художника с анонимными произведениями народного творчества. Таким образом, эти графические циклы связаны с искусствоведческими исследованиями Д. Гобермана.

Ниже приведены образцы описания рисунков в каталоге. Всего в разделе описана 341 работа.



индексация фотография работы название год создания размер, техника исполнения авторская подпись примечание
Р.4/ПИ 4 Ленинград. Набережная Невы 1949 7,5х12
Поле: 29х20
Бумага, тушь, перо
Внизу листа справа: ДГ Л-д. Набер. Невы. 1949 Возможно, послужил эскизом для работы Ленинград. Набережная Невы, М.76/I.10
Аналогичная композиция встречается также в гуаши Пейзаж с Невой (1984 г.), местонахождение которой неизвестно. Опубликована: Художник о себе, с.47
Р.50/ПИ50 Песнь гор. Из «Карпатской сюиты» 1970 53х42
Бумага, графит. карандаш
На лицевой стороне в прав. ниж. углу: Гобер-79 На обороте: Д. Гоберман. Песнь гор. Из Карпатской сюиты 1979 Б., графитн. кар. 53×42 Эскиз: Р.95/ПИ95
Вариант рисунка Р.51/ПИ51

ГМИСПб-12

Большая папка
Р.60/ ПИ60 Через ущелье. Из «Карпатской сюиты» 1979 52,5х41,
Бумага, графит. карандаш
На лицевой стороне в прав. ниж. углу: Гобер 79 На обороте: Д. Гоберман, Через ущелье. Из Карпатской сюиты, 1979, 52,5×41 Эскиз: Р.103/ПИ103

ГМИСПб-12

Большая папка
Р.132/ПИ132 Пейзаж с зелеными кулисами 1979 36х27
Бумага, жиров. карандаш
На лицевой стороне в лев. ниж. углу: Гобер-79
На обороте: Д. Гоберман. Пейзаж с зелеными кулисами, б., ж. кар. 1979 36×27
Большая папка

ГМИСПб-12
Р.167/ПИ167 Парус и солнце без даты 5,7х8
Бумага, графит. карандаш
без подписи Мотив, повторяющийся в рис., гуашах, акварелях, начиная с 1940-х гг.: Р.15/ПИ 15, А.66/ПИ66, Г.49/ПИ 49.

На паспарту с рис. Р.311/ПИ311

Папка «Миниатюры»
Р.184/ПИ184 Осень. Из цикла «Времена года» 1979 58х42
Бумага, жиров. карандаш, песок
На лицевой стороне в прав. ниж.углу: Гобер — 79 На обороте: Исправить в основании Д. Гоберман. Осень. Из цикла «Времена года», 1979, Б. жировой кар. 58×42 Более ранний вариант этой работы – 1978 г., опубликован: Д. Гоберман. Художник о себе, с.19 Эскиз или вариант рис.: Р.192/ПИ192

ГМИСПб-12

Большая папк
Р.199/ПИ199 Грустный город. Плач по гибнущему миру 1979 59,5х42,
Бумага, жиров. карандаш, песок
На лицевой стороне справа: Гобер. 79
На обороте: Д. Гоберман, Грустный город, 59,5×42 1979 Плач по гибнущему миру
ГМИСПб-12

Большая папка
Р.204/ПИ204 Пробуждение 1979 46х43,
Бумага, графит. каранда
На рис. в правом ниж. углу: Гобер-79 На обороте: Д. Гоберман. Пробуждение 79 На обороте: набросок – Голова, очертания деревьев

ГМИСПб-12

Большая папка
Р.258/ПИ258 Старик. Ваза без даты 19х16
Поле: 29х20
Бумага, графит. карандаш
Без подписи По манере рисунка может быть датирован втор. пол. 1970-х гг.

Папка «Головы, сосуды, маски, натюрморты, пейзажи»