english | русский


Д. Н. Гоберман. Каталог. Гуашь.

Гуаши стали наиболее ярким достижением Гобермана-живописца. Уже во второй половине 1940-х гг. появляется ряд визионерских произведений гуашью, где разрабатываются немотивированные сюжетом формальные живописные задачи (01, 02, 03). В 1970-е гг. эксперименты в техниках гуаши и акварели идут параллельно.

Собственно «гуаши Гобермана» составляют основу его творчества в 1980-1990-х гг.

Одновременно с пейзажем (04, 05, 06), появляется столь же умозрительный, не постановочный натюрморт, и в этом жанре формируется свой круг мотивов, строгий предметный ряд: «натюрморт с черной бутылью» (07, 08), «керамические сосуды» (09, 10), «черный кофейник» (11, 12), «бутылки» (13, 14). Последние нередко имеют необычные «сложносочиненные» формы, представляя целый спектр смелых «дизайнерских» решений Гобермана. В натюрмортах художник экспериментирует с композицией, часто соединяя приемы прямой и обратной перспективы (08).

Среди самых существенных итоговых произведений Гобермана в технике гуаши — «натюрморты со скульптурой», где условные, предельно обобщенные гипсовые головы, обретя человеческую индивидуальность, ведут эмоциональный диалог с сосудами (15, 16, 17, 18). (В то же время художник развивает тему антропоморфных сосудов в рисунках графитным и цветным карандашом).

Идея одухотворения материала, превращения краски в сложный цвет, обладающий собственной жизнью, живописи, как «поля цветового противоборства и примирения» (Гоберман), волновавшая Гобермана несколько десятилетий, к 1990-м гг. становится основной и воплощена именно в поздних гуашах.

Ниже приведены образцы описания гуашей в каталоге. Всего в разделе описано 108 работ.



ФРАГМЕНТ КАТАЛОГА: "ГУАШЬ"

индексация фотография работы название год создания размер, техника исполнения авторская подпись примечание
Г.19/ПИ19 Три дерева 1983 47,5х41,5
Бумага, гуашь
На лицевой стороне в левом ниж. углу: Гобер-83 Опубликована: Каталог-02, с. 34, Каталог-87, с. 35
Г.22/ПИ22 Медь на белой скатерти 1984 54,5х36,
Бумага, гуашь
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Гобер 84 На обороте: Д. Гоберман, Медь на белой скатерти, 1984. Б., гуашь, 54,5×36 Диагональная композиция этой работы повторена в рис. Цв.149/ПИ149, Цв.154/ПИ154 и разрабатывалась во многих вариантах миниатюр: Мин.9/ПИ9, Мин.10/ПИ10
Очень близкий вариант этой композиции — гуашь Натюрморт со ступкой, 1984, местонахождение неизвестно. Опубликован: Художник о себе, с.49

ЛОСХ-87
ГМИСПб-12
Г.26/ПИ26 Горный пейзаж 1985 41х36,5,
Бумага, гуашь
На лицевой стороне в левом ниж. углу: Гобер 85 На обороте: Д. Гоберман. Горный пейзаж, 1985, 41×36,5 ГМИСПб-12
Г.27/ПИ27 Натюрморт с портретом 1985 39х49,5
Бумага, гуашь, темпера
На лицевой стороне внизу справа от центра: Гобер 85 На обороте: Д. Гоберман. «Натюрморт с портретом», 1985, 39х49,5 Парная работа к гуаши Натюрморт с портретом Г.35/ПИ 35 Опубликован: Художник о себе, с. 53
ЛОСХ-87
МД-91
ГМИСПб-12
Г.38/ПИ38 Пейзаж с облаком 1992 51,5х40,5
Бумага, гуашь
На лицевой стороне в левом ниж. углу: Гобер 92 На обороте: Д. Гоберман. Пейзаж с облаком, 1992, Б. гуашь, 51,5х (дальше обрезано) ГМИСПб-12
Г.41/ПИ41 Мужская голова 1993 42х37,5
Бумага, гуашь
На лицевой стороне в прав. верх. углу: Гоб. 93 На обороте: Д. Гоберман.  
Г.44/ПИ44 Тревожный пейзаж 1993 29х41,5
Бумага, гуашь
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Гоб. 93 На обороте: Д. Гоберман. Тревожный пейзаж, 1993, 29х41,5 Натурный мотив: Ленинград, Марсово поле, вдали – храм Спаса на крови
ГМИСПб-12
Г.47/ПИ47 Скорбь 1994 36,7х41,5
Бумага, гуашь, темпера
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Гобер-94 На обороте: Д. Гоберман. Скорбь, 1994,36,7х41,5, гуашь, темпера Тот же жен. типаж встречается в рис. Р.318/ПИ318
ГМИСПб-12
Г.54/I.5 Ваза в лиловой раме 1973 53,5х43
Бумага, гуашь;
На лицевой стороне в левом верх. углу: Гобер. 73 На обороте: Д. Гоберман, Ваза в лиловой раме, 1973 Опубликован: Каталог-02, с. 18 Поздний вариант этой композиции – гуашь Ваза (бумага, гуашь, темпера, 1993), опубликованная в книге: Художник о себе, с.56. Местонахождение неизвестно.
ЛОСХ-83, под названием Ваза в лиловом обрамлении
ЛОСХ-87 под названием Ваза в лиловом обрамлении
СПбСХ-02
ГМИСПб-12
Г.58/I.9 Читающий старик 1982 46х42
Бумага, гуашь
На лицевой стороне в прав. ниж. углу: Гобер 82 На обороте: Д. Гоберман. Читающий старик, 1982 Эскизом композиции, возможно, послужил рисунок Читающий старик Р.290/ПИ290. Вариант рис. - Мин.267/ПИ267
Вариант композиции - Мин.262/ПИ262
Опубликован: Каталог-87, с.25
ЛОСХ-87
ГМИСПб-12
Г.60/I.11 Натюрморт в оливковой гамме 1984 41х41,5
Бумага, гуашь
На лицевой стороне в прав. ниж. углу: Гобер. 84 На обороте: Д. Гоберман Натюрморт в оливковой гамме Опубликован: Каталог-87, с. 31
ЛОСХ-87
ГМИСПб-12
Г.61/I.12 Раздумья 1984 49,5х39,5
Бумага, гуашь, темпера
На лицевой стороне в прав. ниж. углу: Гобер 84 На обороте: Д. Гоберман. Раздумья, 1984 Мотив, неоднократно повторяющийся в рис. цв. карандашом, в миниатюрах, начиная со втор. пол 1940-х гг.: Цв.64/ПИ64, Р.304/ПИ304, Р.311/ПИ311, Г. 87/IV.9 Опубликован: Художник о себе, с. 55, Буклет-90, обложка Каталог-02, с.27
ЛОСХ-87
ДП-90
СПбСХ-02
ГМИСПб-12
Г.67/I.18 Улица с красным домом 1999 34х40
Бумага, гуашь
На лицевой внизу слева от центра: Гобер 99 На обороте: Д. Гоберман. Улица с красным домом, 1999 Близкие варианты композиции – гуаши Вечерний город и Полдень, опубликованные в кн. Художник о себе, с. 38 и с. 50 соответственно, местонахождение работ неизвестно. Эскиз - рис. Р.158/ПИ158

ГМИСПб-12