english | русский


Д. Н. Гоберман. Каталог. Миниатюры.

В раздел Миниатюры включены рисунки размером от 4×5 см., до — максимум — 12×10 см.

Это законченные самостоятельные композиции с обязательной авторской подписью-сигнатурой, сделанные графитным карандашом, в редких случаях пером или фломастером. Они почти всегда имеют отдельное название, нередко — нарисованную рамку. В таком виде почти все миниатюры — материал, готовый к публикации. (Некоторые миниатюры действительно были опубликованы автором в книге «Художник о себе»)..

Миниатюры не являются набросками или эскизами к большим графическим циклам 1970-х гг., составляющим вместе с подготовительным материалом основной корпус раздела Рисунки. Более того, если в рисунках 1970-х гг. нередко используются живописные приемы, достигается богатая фактура и иллюзорная глубина пространства, то миниатюры строго следуют графическим принципам: линия и пятно на плоскости.

В Миниатюрах также разрабатываются постоянные авторские мотивы, и композиционные решения, продолженные затем в гуашах 1980-х — 90-х гг. (01,02,03). Они перекликаются с рисунками цветным карандашом 1940-х — 90-х гг., иногда трансформируясь в тональный черно-белый вариант той или иной композиции. (04,05, 06,07).

Отдельная часть внутри раздела Миниатюры — так называемая «Желтая папка».

Она включает последние рисунки автора (2001-2002 гг.), выполненные, как и большинство более ранних миниатюр, графитным карандашом. Эти рисунки, по словам самого Гобермана, должны были стать источником больших живописных композиций, и в то же время представляли для него самостоятельную художественную ценность.

Рисунки скомпонованы по несколько миниатюр на стандартном листе формата А4 (от 6 до 17 рисунков). (08). Папка включает 50 пронумерованных листов и 2 дополнительных, без номеров. На многих листах авторская нумерация миниатюр, что подчёркивает важность для художника порядка расположения и взаимодействия рисунков между собой, продуманность их масштаба и перетекания из одного в другой формальных и сюжетных мотивов. Многие миниатюры скомпонованы на листе как последовательные кадры развития одного мотива (09, 10).

Миниатюры из «Желтой папки» раскрывают особый интерес Гобермана к игре с масштабами: некоторые сюжеты представлены рисунками разного размера, помещенными на один лист.(11)

В них разрабатываются варианты основных мотивов, некоторые из которых восходят к рисункам военных лет, другие — к 1990-м — нач. 2000-х гг. (12). Здесь же возникает и совсем новая тема — осмысление образов молдавских поклонных крестов (к этому времени Гоберман как искусствовед уже подготовил к печати альбом «Поклонные кресты Молдовы»). (13)

Миниатюры из «Желтой папки» с согласия автора были использованы в оформлении книги стихов еврейских поэтов «Бумажные мосты» (Санкт-Петербург, 2012).



индексация фотография работы название год создания размер, техника исполнения авторская подпись примечание
Мин.76/ПИ76 Букет листьев 1991 7х6,
Бумага, графит. карандаш
На рис. в прав. ниж. углу: ДГ.91
Мотив руки (рук) с каким-либо предметом впервые возникает в серии «Мотивы еврейского искусства»: Мот.56/ПИ56,
Мот.58/ПИ58,
Мот.98/ПИ98,
Мот.99/ПИ99,
Мот.119/ПИ119, разрабатывается в поздних рис. вплоть до последней серии миниатюр 2002 г.

Опубликован: Д. Гоберман. Художник о себе. Название из публикации
Мин.138/ПИ138 Натюрморт с рыбой 1992 7,5х8
Бумага, графит карандаш
На рис. в прав. ниж. углу: Гоб-92
Мотив, встречающийся в гуашах и рис. цветным карандашом: Г.75/III/8, Цв.153/ПИ153, Мин.245/ПИ245
Мин.145/ПИ145 Раздумье 1992 8х7
Бумага, графит. карандаш
Поле: 29х20,
Бумага, графит. карандаш
На рис. в правом ниж. углу: ДГ-92
На паспарту внизу: Д. Гоберман. Из цикла «Раздумье» ДГ-92
Мотив «В раздумье»

См. также Мин.44/ПИ44 и указанные варианты мотива
Мин.152/ПИ152 Голова и бутылка 1993 10,7х9
Бумага, графит карандаш
Под рис. ближе к правому ниж. углу: ДГ-93
На паспарту с рис. Мин.170/ПИ170

Модификация мотива «Натюрморт со скульптурой» Г.42/ПИ42, Г.43/ПИ43
Мин.153/ПИ153 Голова и кофейник с дубовой веткой 1993 11х9
Бумага, графит. карандаш
Под рис. в правом ниж. углу: ДГ-93
На одном паспарту с рис. Мин.154/ПИ154

Вариации композиции гуаши: Г. 108/V.1
Мин.169/ПИ169 Пейзаж с всадником 1993 9,5х7
Бумага, графит. карандаш
На рис. в правом ниж. углу: Гоб.93
На паспарту с рис. Мин.258/ПИ258
Мин.185/ПИ185 Голова и кувшин 1995 8,2х7,5
Бумага, графит. карандаш
На рис. ближе к правому ниж. углу, вписана в изображение: ДГ95
На паспарту с рис. Мин.216/ПИ216
Мин.194/ПИ194 Разговор 1995 8,5х8
Бумага, графит. карандаш
Под рис. в правом ниж. углу: Гоб-95
На одном листе и паспарту с рис. Мин.198/ПИ198

Вариант рис. 1770-х гг. с беседующими сосудами: Р.244/ПИ244, Р.245/ПИ245
Мин.212/ПИ212 Материнство 2001 7х6,5,
Бумага, графит. карандаш
На рис. в прав. ниж. углу: ДГ-01
Вариант этой композиции Г.65/I.16
Мин.216/ПИ216 Голова и кувшин без даты 7,5х6
Бумага, графит. карандаш
Без подписи
На паспарту с рис. Мин.185/ПИ185, подписанным автором. Может быть датирован тем же 1995 годом
Мин.234/ПИ234 Кувшин-женщина, стакан, яблоко без даты 8,7х7
Бумага, графит. карандаш
Без подписи