Д. Н. Гоберман. Каталог. Миниатюры.
В раздел Миниатюры включены рисунки размером от 4×5 см., до — максимум — 12×10 см.
Это законченные самостоятельные композиции с обязательной авторской подписью-сигнатурой, сделанные графитным карандашом, в редких случаях пером или фломастером. Они почти всегда имеют отдельное название, нередко — нарисованную рамку. В таком виде почти все миниатюры — материал, готовый к публикации. (Некоторые миниатюры действительно были опубликованы автором в книге «Художник о себе»)..
Миниатюры не являются набросками или эскизами к большим графическим циклам 1970-х гг., составляющим вместе с подготовительным материалом основной корпус раздела Рисунки. Более того, если в рисунках 1970-х гг. нередко используются живописные приемы, достигается богатая фактура и иллюзорная глубина пространства, то миниатюры строго следуют графическим принципам: линия и пятно на плоскости.
В Миниатюрах также разрабатываются постоянные авторские мотивы, и композиционные решения, продолженные затем в гуашах 1980-х — 90-х гг. (01,02,03). Они перекликаются с рисунками цветным карандашом 1940-х — 90-х гг., иногда трансформируясь в тональный черно-белый вариант той или иной композиции. (04,05, 06,07).
Отдельная часть внутри раздела Миниатюры — так называемая «Желтая папка».
Она включает последние рисунки автора (2001-2002 гг.), выполненные, как и большинство более ранних миниатюр, графитным карандашом. Эти рисунки, по словам самого Гобермана, должны были стать источником больших живописных композиций, и в то же время представляли для него самостоятельную художественную ценность.
Рисунки скомпонованы по несколько миниатюр на стандартном листе формата А4 (от 6 до 17 рисунков). (08). Папка включает 50 пронумерованных листов и 2 дополнительных, без номеров. На многих листах авторская нумерация миниатюр, что подчёркивает важность для художника порядка расположения и взаимодействия рисунков между собой, продуманность их масштаба и перетекания из одного в другой формальных и сюжетных мотивов. Многие миниатюры скомпонованы на листе как последовательные кадры развития одного мотива (09, 10).
Миниатюры из «Желтой папки» раскрывают особый интерес Гобермана к игре с масштабами: некоторые сюжеты представлены рисунками разного размера, помещенными на один лист.(11)
В них разрабатываются варианты основных мотивов, некоторые из которых восходят к рисункам военных лет, другие — к 1990-м — нач. 2000-х гг. (12). Здесь же возникает и совсем новая тема — осмысление образов молдавских поклонных крестов (к этому времени Гоберман как искусствовед уже подготовил к печати альбом «Поклонные кресты Молдовы»). (13)
Миниатюры из «Желтой папки» с согласия автора были использованы в оформлении книги стихов еврейских поэтов «Бумажные мосты» (Санкт-Петербург, 2012).