Д. Н. Гоберман.
Каталог. Живопись маслом.
Маслом (на холсте, картоне или бумаге) художник работал на студенческих практиках в середине и конце 1930-х гг. (01), в среднеазиатских командировках в 1940-е гг. (02), и после возвращения в Ленинград вплоть до конца 1950-х гг. Многие ранние работы характерны для «круговской» традиции ленинградской живописи, что убедительно доказало экспонирование трёх работ Гобермана на выставке «Я этим городом храним (Художники группы „Круг“)» в 2013 г. (03, 04, 05).Некоторые этюды 1930-х гг. декларируют близость художника французской живописи «в духе Марке», увлекавшей его в студенчестве (06). Во второй половине1940-х — начале 1950-х гг. Гоберман обретает живописную свободу и подступает к мотивам, характерным для его позднего творчества: «Пейзаж с солнцем» (07), «Красные дома» (08). Натурные реалистические этюды постепенно сменяются более умозрительными композициями (09, 10).
Самая ранняя из известных масляных работ датируется 1935 г. (11), последние относятся к 1958 г. Позже Д. Гоберман к маслу не возвращался, решая живописные задачи в акварели, гуаши, смешанной технике. Он идёт путем, характерным и для некоторых других художников его поколения: не от «школьных» акварели и гуаши к «музейному» маслу, как высшей точке живописного мастерства, а от масла, с его материальностью, к условности акварели и гуаши.
Ниже приведены образцы описания масляной живописи в каталоге. Всего в разделе описано 96 работ.

01. Тбилиси, 1936
|

02. Улица в Самарканде, без даты
|

03. Ленинград. Набережная Невы, без даты
|

04. Ленинград. Фонтанка, 1945
|

05. Пермь. На Каме
|

06. Морской пейзаж, 1938
|

07. Кама. х.м., 1940-е
|

08. Пейзаж с красными домами, х. на картоне, м., 1946
|

09. Ленинград. Каменныи остров, 1956
|

10. Пейзаж с белым домом и розовым облаком, 1945
|

11. Волга у Астрахани, 1935
|
| | | |
индексация |
фотография работы |
название |
год создания |
размер, техника исполнения |
авторская
подпись |
примечание |
М.6/ПИ 6 |
 |
Городской пейзаж |
1939 |
24х17
Картон, масло
|
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Гоб. 39 |
|
М.8/ПИ 8 |
 |
Петергоф (Марли?) |
1939 |
41,5х49
Холст без подрамника, масло
|
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Д.Г. 39 |
Повреждение красочного слоя в правом ниж. углу. |
М.9/ПИ9 |
 |
Ленинград. Мостик |
1945 |
37х45,5 Картон, масло
|
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Гоб- 45
На обороте: Ленинград. Мостик. 1945 г. |
Мост через Кронверкский проток. Изображение этого моста повторится также в пейзаже
М.82/I.16
Работа репродуцирована в каталоге - 48 г. под названием Ленинград. В саду Госнардома, 1946 г. |
М.13/ПИ13 |
 |
Минарет медресе Улугбека |
1947 |
59,5х50
Холст на подрамнике, масло
|
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Д. Гобер-47 |
Возможно, эта работа экспонировалась в ЛОССА-48 под названием Минарет медресе Улугбека, 1947 г. согласно перечню работ в каталоге выставки
ГМИСПб-12
не в папке |
М.14/ПИ 14 |
 |
Пейзаж с белым домом и красной крышей |
1946 |
42×51,5
Холст на картоне, на подрамнике, масло
|
На лицевой стороне в правом ниж. углу:Гобер 46 |
ГМИСПб-12
не в папке |
М.68/I.2 |
 |
Автопортрет
(Красноармеец Гоберман) |
1940 |
47,5х37
Картон, масло
|
На обороте: Д. Гоберман, 1940 |
МДКА-44
ГМИСПб-12
|
М.69/I.3 |
 |
Городской пейзаж |
1940 |
44,5х60
Холст, масло
|
На лицевой стороне в левом ниж. углу: Д. Г. 40 |
Подобный мотив в Цв.43/ПИ43, М.78/I.12, А.2/ПИ2
ГМИСПб-12 |
М.72/I.6 |
 |
Гор. Молотов. Утро на Каме |
1950 |
40х52
Холст, масло
|
На лицевой стороне в левом ниж. углу: Гобер. — 50 |
Парная к пейзажу Утро на Каме М.31/ПИ31
Опубликован: Каталог −57 под названием Гор. Молотов. Утро на Каме.
ЛОССА-57
ГМИСПб-12
Сохр.: Выпадение красочного слоя |
М.82/I.16 |
 |
Соликамск. Соборная колокольня |
без даты |
60х50,5
Холст, масло
|
без подписи |
Тот же архитектурный мотив встречается в М.18/ПИ18. Особенность работы — повторен первый план пейзажа
М.9/ПИ9.
Предположительно датируется 1947 г. по аналогии с пейзажем М.18/ПИ18 |