english | русский


Д. Н. Гоберман. Каталог. Живопись маслом.

Маслом (на холсте, картоне или бумаге) художник работал на студенческих практиках в середине и конце 1930-х гг. (01), в среднеазиатских командировках в 1940-е гг. (02), и после возвращения в Ленинград вплоть до конца 1950-х гг. Многие ранние работы характерны для «круговской» традиции ленинградской живописи, что убедительно доказало экспонирование трёх работ Гобермана на выставке «Я этим городом храним (Художники группы „Круг“)» в 2013 г. (03, 04, 05).Некоторые этюды 1930-х гг. декларируют близость художника французской живописи «в духе Марке», увлекавшей его в студенчестве (06). Во второй половине1940-х — начале 1950-х гг. Гоберман обретает живописную свободу и подступает к мотивам, характерным для его позднего творчества: «Пейзаж с солнцем» (07), «Красные дома» (08). Натурные реалистические этюды постепенно сменяются более умозрительными композициями (09, 10).

Самая ранняя из известных масляных работ датируется 1935 г. (11), последние относятся к 1958 г. Позже Д. Гоберман к маслу не возвращался, решая живописные задачи в акварели, гуаши, смешанной технике. Он идёт путем, характерным и для некоторых других художников его поколения: не от «школьных» акварели и гуаши к «музейному» маслу, как высшей точке живописного мастерства, а от масла, с его материальностью, к условности акварели и гуаши.

Ниже приведены образцы описания масляной живописи в каталоге. Всего в разделе описано 96 работ.



индексация фотография работы название год создания размер, техника исполнения авторская подпись примечание
М.6/ПИ 6 Городской пейзаж 1939 24х17
Картон, масло
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Гоб. 39
М.8/ПИ 8 Петергоф (Марли?) 1939 41,5х49
Холст без подрамника, масло
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Д.Г. 39 Повреждение красочного слоя в правом ниж. углу.
М.9/ПИ9 Ленинград. Мостик 1945 37х45,5
Картон, масло
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Гоб- 45
На обороте: Ленинград. Мостик. 1945 г.
Мост через Кронверкский проток. Изображение этого моста повторится также в пейзаже
М.82/I.16
Работа репродуцирована в каталоге - 48 г. под названием Ленинград. В саду Госнардома, 1946 г.
М.13/ПИ13 Минарет медресе Улугбека 1947 59,5х50
Холст на подрамнике, масло
На лицевой стороне в правом ниж. углу: Д. Гобер-47 Возможно, эта работа экспонировалась в ЛОССА-48 под названием Минарет медресе Улугбека, 1947 г. согласно перечню работ в каталоге выставки
ГМИСПб-12
не в папке
М.14/ПИ 14 Пейзаж с белым домом и красной крышей 1946 42×51,5
Холст на картоне, на подрамнике, масло
На лицевой стороне в правом ниж. углу:Гобер 46 ГМИСПб-12
не в папке
М.68/I.2 Автопортрет (Красноармеец Гоберман) 1940 47,5х37
Картон, масло
На обороте: Д. Гоберман, 1940 МДКА-44
ГМИСПб-12
М.69/I.3 Городской пейзаж 1940 44,5х60
Холст, масло
На лицевой стороне в левом ниж. углу: Д. Г. 40 Подобный мотив в Цв.43/ПИ43, М.78/I.12, А.2/ПИ2

ГМИСПб-12
М.72/I.6 Гор. Молотов. Утро на Каме 1950 40х52
Холст, масло
На лицевой стороне в левом ниж. углу: Гобер. — 50 Парная к пейзажу Утро на Каме М.31/ПИ31
Опубликован: Каталог −57 под названием Гор. Молотов. Утро на Каме.

ЛОССА-57
ГМИСПб-12

Сохр.: Выпадение красочного слоя
М.82/I.16 Соликамск. Соборная колокольня без даты 60х50,5
Холст, масло
без подписи Тот же архитектурный мотив встречается в М.18/ПИ18. Особенность работы — повторен первый план пейзажа М.9/ПИ9.
Предположительно датируется 1947 г. по аналогии с пейзажем М.18/ПИ18