english | русский


Д. Н. Гоберман. Каталог. II. Фотографии. Декорированные еврейские надгробия.

Интерес к народному искусству был присущ Д.Н. Гоберману со студенческих лет. Еще в студенческие годы он выполнил серию зарисовок орнаментов на Минском еврейском кладбище. В конце 1940-х гг. художник стал профессионально фотографировать и изучать народное искусство. Гоберман собирал, исследовал, публиковал и популяризировал народное искусство и архитектуру Молдавии и Украинских Карпат...

Путешествуя по Украине и Молдавии, Гоберман не мог пройти мимо резных надгробных стел на старых еврейских кладбищах. Начиная с 1950-х гг. он сфотографировал тысячи памятников, большинство из которых впоследствии были уничтожены. Вот как он сам написал об этом:

Изучая народное творчество Украи­ны и Молдавии, я, таким образом, оказался в зоне концентрации заме­чательных памятников еврейского ис­кусства. С энтузиазмом фиксировал я в зарисовках и фотографиях неповто­римую пластику рельефов, сохранив тем самым ценнейший материал о надгробиях, пощаженных войной, но позднее варварски уничтоженных ре­жимом, одержимым ненавистью к ре­лигиозному и нравственному чувству людей. Я полюбил эти кладбища. Во­оруженный фотокамерой, петлял меж надгробий, следя за движением со­лнца, то терпеливо выжидая, пока оно сво­им живительным лучом коснется релье­фа, то, бросаясь туда, где свет уже вы­хватывал резные изображения, каждое из которых, словно возникнув из не­бытия, вызывало трепет новооткрытия. (Д. Гоберман. Художник о себе. СПб, «Литера», 1998.) (08, 21,36,37,38)

Д. Гоберман стоит у истоков изучения декорированных еврейских надгробных стел. Но его взгляд на эти памятники был, в первую очередь, взглядом художника. Надгробные памятники стали для Гобермана предметом не только научного, но и художественного осмысления. В этом он наследовал традициям Н. Альтмана, Л. Лисицкого, И.-Б. Рыбака, С. Юдовина. Заметное место в его графике, созданной по мотивам надгробных рельефов, занимают рисунки и монотипии, посвященные резным надгробиям старых кладбищ. (пример 1 ; пример 2; пример 3; пример 4; пример 5; пример 6; пример 7.)

Фотографии Гобермана — не только фотофиксация памятников, большинство из которых на сегодня утрачено, но и самостоятельные значимые произведения фотоискусства. Каждую фотографию он не только сам печатал, но и сам ретушировал. (По существу, законченным произведением является именно авторский отпечаток).

Фотографии надгробий были опубликованы в четырех альбомах. В 2000 г. большая выставка фотографий Гобермана «Carved Memories» прошла в Brooklyn Museum of Art. В декабре 2012 г.— январе 2013 г. в Санкт-Петербурге, в музее РОСФОТО прошла выставка фотографий «Каменный сад» (рельефы надгробных стел Украины и Молдавии), приуроченная к 100-летнему юбилею художника, искусствоведа, фотографа Д. Н. Гобермана.

В настоящее время, фотоархив Гобермана, посвященный еврейским надгробиям, находится в Центре «Петербургская иудаика».

Фотоархив насчитывает более 4000 авторских фотографий некрополей Украины и Молдавии.

Представленные ниже образцы авторских отпечатков отражают основные задокументированные автором кладбища и демонстрируют особенный — научный и художественный одновременно — подход Гобермана к материалу: Бельцы (02,03), Берегово (07,29,45), Калараш (04,05), Кишинев (06,09,10), Косов (46,47,48), Куты (30,31,32,33), Мукачево (08), Оргеев (15,16,18), Садгора (24,25,26,27), Самбор (28), Снятын (41,42,43,44), Ужгород (17,19,20), Хотин (34,35,39,40).

Архив Д. Н. Гобермана. Фотографии еврейских надгробий