english | русский


Музейный проект

Выставки





«БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ИМЯ ТРУДА!» Еврейские ремесленники и рабочие накануне революции.

Опыты «молодого человека для фотографических работ». Соломон Юдовин и русский пикторализм.







Коллекции

Фотографии из Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества.

Фрагмент фотоколлекции Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества, находящийся в фондах Центра «Петербургская иудаика», содержит 320 фотографий. Они имеют различное происхождение, но ядро собрания, и в количественном, и в качественном отношении, представляют фотографии, выполненные Соломоном Юдовиным (будущим известным советским графиком) в ходе фольклорно-этнографических экспедиций в 1912-14 гг. Эти экспедиции, ставшие поворотной точкой в изучении народной культуры евреев Восточной Европы, были организованны писателем и общественным деятелем Семеном Акимовичем Ан-ским. Всего в течение 1912-1914 гг. Ан-ский провел три экспедиции по городам и местечкам юго-западной Украины (Волынская, Подольская и Киевская губернии). Дальнейшему проведению экспедиций помешали первая мировая война и революция.

Судьба распорядилась так, что от этих экспедиций остались не столько отчеты, сколько легенды: материалы практически не были опубликованы, собранные коллекции разорены и рассеяны по различным музеям и архивам. По существу, основным результатом экспедиций «отца еврейской этнографии» Ан-ского стала его знаменитая драма «Дибук».

Среди неосуществленных планов осталось издание фотоальбома, отражавшего различные стороны еврейского народного быта и искусства. Между тем, по воспоминаниям участника экспедиции А. Рехтмана, фотоархив экспедиций насчитывал около 1500 фотографий. Материалы экспедиций Ан-ского, в том числе и фотографии, хранились в Музее Петербургского еврейского историко-этнографического общества, который располагался в здании Еврейской богадельни А.М. Гинзбурга (5-я Линия В.О., д. 50). В 1929 г. Еврейское историко-этнографическое общество и его музей были закрыты, а фотоколлекция частично пропала, частично была рассеяна по различным музеям России, Израиля и США. В настоящее время в фондах Центра «Петербургская иудаика» находится крупнейший «осколок» фотоколлекции Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества.

Интересна судьба этих фотографий. По крайней мере, с середины 1950-х гг. они находились у известного художника Натана Альтмана, который использовал их для своих иллюстраций к «Избранному» Шолом-Алейхема (1957 г.). Где хранились фотографии в период между 1929 г., когда был закрыт Еврейский музей, и 1957 г., когда ими воспользовался Альтман, неизвестно. Однако можно предположить, что к Альтману они попали от Юдовина, так как он до самого закрытия Еврейского музея оставался его главным хранителем. Известно, что закрытие музея происходило весьма хаотически, и Юдовин (он жил рядом с помещениями музея) сумел сберечь у себя некоторое количество материалов. Часть из них он впоследствии передал в Музей этнографии народов СССР в Ленинграде (ныне Российский этнографический музей), а часть была продана его наследниками в различные собрания. Несомненно, большую часть спрятанных Юдовиным материалов составляли фотографии, тем более, что он сам был автором основной части фотоколлекции. Юдовин (также как впоследствии Альтман) широко использовал в 1920-30-х гг. композиции и мотивы из данной фотоколлекции в своей графике.

Фрагмент фотоколлекции Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества, находящийся в фондах «Петербургской иудаикии», содержит, прежде всего, экспедиционные фотографии Юдовина. На них изображены обитатели штетлов Украины; еврейские ремесленники и рабочие (здесь сказались социалистические убеждения Ан-ского); синагоги и памятники еврейское народного искусства. На фотографиях запечатлены рабочие моменты экспедиций, портреты ее участников, выставка по результатам экспедиций, подготовленная Ан-ским в 1913 г.

Серия выставок, посвященных фотографиям из фондов Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества приоткрывает окно в мир штетла на пороге грядущих катастроф ХХ века.

Архив Давида Гобермана
Давид Ноевич Гоберман (1912-2003) – выдающийся художник, фотограф, искусствовед, крупнейший исследователь традиционного искусства Молдавии и Западной Украины. Ему принадлежат пионерские исследования декора резных надгробий еврейских надгробий, выполненные в 1950-60-х гг. В фондах ПИ находятся весь фотоархив (отпечатки, негативы) Гобермана по еврейскому народному искусству. Особую ценность этому собранию придает то, что на фотографиях Гобермана запечатлены памятники с кладбищ, уничтоженных в 1960-70-х гг., в том числе таких значительных как кладбище в Кишиневе и Снятыни. Также в распоряжении ПИ находится графика (монотипии, рисунки) Гобермана по мотивам еврейского народного искусства, а также большое собрание его живописных и графических работ.

Произведения еврейских художников Ленинграда-Петербурга
В коллекции Центра ПИ находятся работы (живопись, графика) еврейских художников Ленинграда-Петербурга различных поколений. Представлены такие художники как Натан Альтман, Соломон Юдовин, Анатолий Каплан, Давид Гоберман, Леон Ниссенбаум, Анатолий Заславский, Арон Зинштейн, Татьяна Погорельская, Леонид Грольман, Ася Лукина.

Архив Е. С. Райзе
Ефим Самойлович Райзе (1904-1970) получил юридическое и экономическое образование. С юношеских лет писал стихи на иврите, идише и русском, занимался переводами. Был дружен с поэтами Хаимом Ленским, Давидом Гофштейном и Шмуэлем Галкиным. Автор ряда публикаций по еврейской истории и культуре.
Однако наиболее важной стороной деятельности Райзе была его работа по составлению антологии еврейского фольклора. Долгие годы (по существу - всю жизнь) он собирал материал для этой антологии, работал в архивах и библиотеках, вел обширную переписку, выезжал для сбора фольклорных материалов в Белоруссию, на Украину, в Прибалтику.
В Центре ПИ находится фрхив Е.С. Райзе, переданный его семьей. В том числе материалы к неопубликованной антологии "Еврейский фольклор - свыше тысячи машинописных страниц, рукопись, в которой представлены почти все жанры еврейского устного народного творчества. А также его переписка с многими деятелями еврейской культуры и рукопись мемуаров.