english | русский


Издательский проект


ДАВИД ГОБЕРМАН. ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА.

Художник Давид Ноевич Гоберман (1912–2003) больше известен как исследователь народного искусства, автор нескольких монографий о народном искусстве и архитектуре Карпат, Закарпатья, Молдавии, фотограф, увековечивший декор старинных еврейских надгробий и молдавские поклонные кресты. Главным делом своей жизни Д. Н. Гоберман, однако, считал свое художественное творчество. Его живописное и графическое наследие насчитывает более 1500 произведений и представлено в собраниях Государственного Русского музея, Государственного музея истории религии, Центра «Петербургская иудаика», частных коллекциях. Настоящий альбом впервые всесторонне представляет живопись и графику Гобермана в ее лучших и наиболее характерных образцах. Показаны все периоды творчества художника, все техники и жанры, в которых он работал. В альбоме также представлены материалы о жизни и творчестве Д. Н. Гобермана и две его автобиографические статьи.







С иудеями в палестинской компании

Вербовочный плакат Легиона: «У Старой и Новой Родины должен быть Ты! Вступайте в ряды Еврейского Легиона».
Вышедшие в свет в 1922 г. мемуары Дж. Г. Паттерсона — редкий источник по истории не только Первой мировой войны и еврейского национального движения, но и истории мировой политики на Ближнем Востоке. Подполковник британской армии Джон Генри Паттерсон выпустил воспоминания по горячим следам прошедших сражений. Путешественник, искатель приключений и литератор, сын протестанта и католички, он, волею судеб, был поставлен во главе необычного воинского подразделения — Еврейского легиона. Детище сионистского движения, -Легион стал участником не только боевых действий против турецкой армии и освобождения территории Палестины, но и оказался в центре сложной дипломатической игры, между странами Антанты и фактором внутренней политики в самой Великобритании. Дж. Г. Паттерсон скрупулезно описывает перипетии борьбы за создание Легиона, как в высших военно-политических кругах Великобритании, так и в самом еврейском национальном движении. Он скрупулезно восстанавливает историю участия еврейского отряда в сражениях 1917-1918 гг. Автор дает портреты бойцов и командиров этого подразделения, состоявшего из представителей российского, британского и американского еврейства. Впервые переведенная на русский язык, снабженная вступительной статьей, комментариями и иллюстрациями,— эта книга способна воссоздать одну из малоизвестных страниц Первой мировой войны.




Группа офицеров и солдат Легиона в 1919 г. А центре раввин Легиона Л. Фальк.



Книга подготовлена при поддержке РЕК



Штетл. XXI век. Полевые исследования // Сост. Ва. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб, Издательство ЕУСПБ, 2008. 292 с.

Слово штетл (на идише городок) относительно недавно вошло в отечественную науку, вытеснив привычное выражение еврейское местечко. После Второй мировой войны в английском, а затем и в других языках штетл стал символом самобытного мира восточно-европейского еврейства, разрушенного катастрофами XX в. Однако в нескольких городках Украины до сих пор существуют небольшие еврейские сообщества, пережившие войну, считающие свою историю продолжением жизни штетла. Что происходило с ними в советское время? Каким представляют они свое прошлое, как находят его следы в настоящем? Можно ли найти в их культуре еврейский фольклор в его традиционных формах? Как уживается миф о штетле с современностью провинциального города? На эти и другие вопросы отвечают авторы книги, опираясь на материалы своих полевых исследований в Тульчине, Балте, Могилеве-Подольском. Книга адресована специалистам в области устной истории, антропологии, фольклористики, иудаики – исследователям, преподавателям, студентам.
Издано при поддержке фонда «Ави Хай» и фонда Чейза


А.Ф. Перельман «Воспоминания» СПб.: «Европейский дом», 2009
Блокадной зимой 1941/42 гг., приступая к воспоминаниям, А.Ф. Перельман в свои шестьдесят с небольшим лет не без основания ощущал себя едва ли не последним живым свидетелем эпохи, о которой нельзя было забывать. Арон Перельман, друг Н.П. Анциферовой, А.И. Браудо, С.М. Дубнова, С.В. Сабашникова, С.Л. Цинберга, товарищ С.А. Венгерова, М.М. Винавера, И.М. Гревса, в 1920-х издатель значительной части фигурантов будущего «академического дела», не только не боялся, но и считал своим долгом, рассказать об этих и многих других людях и об их делах. Считал он своим долгом рассказать и о том, как пытался спасти издательство и возобновить выпуск «Энциклопедического словаря». Он был уверен, что его воспоминания рано или поздно напечатают, так что даже оставил будущим издателям некоторые инструкции. Время прошло и теперь читатель может познакомиться как с описанными известными людьми, так и с самим автором воспоминаний.

Котик Е. Мои воспоминания. Пер. с идиша М.А. Улановской под ред. В.А. Дымшица. Составление, предисловие, комментарии В.А. Дымшица. СПб, Издательство ЕУСПБ, 2009.

Хозяин дешевой кофейни на варшавской улице Налевки Ехезкел Котик "проснулся знаменитым", опубликовав в начале декабря 1912 г. книгу, названную им без затей "Мои воспоминания". Эта книга - классическое описание жизни еврейского местечка. В ней нарисована широкая панорама экономической, социальной, религиозной и культурной жизни еврейской общины в черте оседлости в середине XIX в. "Воспоминания" Котика были опубликованы на идише в 1912 г. и сразу получили восторженную оценку критиков и писателей, в том числе Шолом-Алейхема и И.-Л.Переца. Новую жизнь они обрели тогда, когда вышел их перевод, сначала на иврит в 1998 г., а затем на английский в 2002 г. Настоящее издание - первый перевод "Моих воспоминаний" на русский язык.
Издано при поддержке фонда «Ави Хай»

Первый еврейский музей в России. Фотоархив экспедиций Ан-ского. Выставка пятая. Каталог. СПб, «Петербургская иудаика», 2009. 32 с.



Фотографические снимки в «Альбом еврейской художественной старины». (в 2-х частях). Выставка четвертая. Каталог. СПб.: Петербургская иудаика, 2007.



Фотографические снимки в «Альбом еврейской художественной старины». (в 2-х частях). Выставка четвертая. Каталог. СПб.: Петербургская иудаика, 2007.



“Еврейская детская”. Музеефикация религии для воспитания народа. Выставка третья. Каталог. СПб.: Петербургская иудаика, 2005.



«Братья и сестры во имя труда!» Еврейские ремесленники и рабочие накануне революции. Фотоархив экспедиций Ан-ского. Выставка вторая. Каталог. СПб, «Петербургская иудаика», 2005.




Опыты «молодого человека для фотографических работ». Соломон Юдовин и русский пикториализм. Фотоархив экспедиций Ан-ского. Выставка первая. Каталог. СПб.: Петербургская иудаика, 2005.

купить альбомы

Фотографии из Музея Петербургского Еврейского историко-этнографического общества

Фрагмент фотоколлекции Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества, находящийся в фондах Центра «Петербургская иудаика», содержит 320 фотографий. Ядро собрания, и в количественном, и в качественном отношении, представляют фотографии, выполненные Соломоном Юдовиным (будущим известным советским графиком) в ходе фольклорно-этнографических экспедиций в 1912-1914 гг. Эти экспедиции, ставшие поворотным моментом в изучении народной культуры евреев Восточной Европы, были организованны писателем и общественным деятелем Семеном Акимовичем Ан-ским. Всего в течение 1912-1914 гг. Ан-ский провел три экспедиции по городам и местечкам юго-западной Украины (Волынская, Подольская и Киевская губернии). Дальнейшему проведению экспедиций помешали Первая мировая война и революция.

Судьба распорядилась так, что от этих экспедиций остались не столько научные отчеты, сколько легенды: материалы практически не были опубликованы, собранные коллекции разорены и рассеяны по различным музеям и архивам. По существу, основным результатом экспедиций «отца еврейской этнографии» Ан-ского стала его знаменитая драма «Дибук». Среди неосуществленных планов осталось издание фотоальбома, отражавшего различные стороны еврейского народного быта и искусства. Между тем, по воспоминаниям участника экспедиции А. Рехтмана, фотоархив экспедиций насчитывал около 1500 фотографий. Материалы экспедиций Ан-ского, в том числе и фотографии, хранились в Музее Петербургского еврейского историко-этнографического общества, который располагался в здании Еврейской богадельни А.М. Гинзбурга (5-я Линия В.О., д. 50). В 1929 г. Еврейское историко-этнографическое общество и его музей были закрыты властями, а фотоколлекция частично пропала, частично была рассеяна по различным музеям России, Израиля и США. В настоящее время в фондах Центра «Петербургская иудаика» находится крупнейший «осколок» фотоколлекции Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества.

Интересна судьба этих фотографий. По крайней мере, с середины 1950-х гг. они находились у известного художника Натана Альтмана, который использовал их для своих иллюстраций к «Избранному» Шолом-Алейхема (1957 г.). Где хранились фотографии в период между 1929 г., когда был закрыт Еврейский музей, и 1957 г., когда ими воспользовался Альтман, неизвестно. Однако можно предположить, что к Альтману они попали от Юдовина, так как он до самого закрытия Еврейского музея оставался его главным хранителем. Известно, что ликвидация музея происходила весьма хаотично, и Юдовин (он жил рядом с помещениями музея) сумел сберечь у себя некоторое количество фотографий. Часть из них он впоследствии передал в Музей этнографии народов СССР в Ленинграде (ныне Российский этнографический музей), а часть была продана его наследниками в различные собрания. Юдовин (также как впоследствии Альтман) широко использовал в 1920-30-х гг. композиции и мотивы из этой фотоколлекции в своей графике.

Серия выставок, посвященных фотографиям из фондов Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества приоткрывает окно в мир штетла на пороге грядущих катастроф XX века.



В.Е. Кельнер. Миссионер истории. Жизнь и труды Семена Марковича Дубнова. Издание Товарищества "Миръ", 2008. 719 с.
Книга представляет собой первую научную биографию выдающегося еврейского ученого, публициста и общественного деятеля С.М.Дубнова, написанную на основе документов из российских, американских и израильских архивов. В ней исследуется генезис и эволюция исторических взглядов С.М.Дубнова, раскрывается научная лаборатория ученого, дается оценка его вклада в изучение истории еврейского народа. Общественная и политическая деятельность С.М.Дубнова анализируется на широком фоне развития национального и общественного движения в России и потрясений второй половины XIX - первых десятилетий XX в. В монографии рассматривается история контактов еврейской и общероссийской научных, культурных и политических элит того времени.


Photographing the Jewish Nation Pictures from S. An-sky's Ethnographic Expeditions Eugene M. Avrutin, ed. Tauber Institute for the Study of European Jewry Series Brandeis University Press University Press of New England 2009. 228 pp. 182 illus. 8 x 10"

From 1912 to 1914, S. An-sky and the photographer Solomon Iudovin gathered materials and took photographs of Jewish daily life in pre-Revolutionary Russia’s Pale of Settlement. Photographing the Jewish Nation offers English-language readers their first look at over 170 extraordinary, recently rediscovered photographs from their expeditions. The pictures provide visual texture in remarkable detail that rarely appears in written sources. This volume includes a critical introduction and five chapters that document all aspects of Jewish life inside the Pale, including work, education, and religious and cultural traditions.

Надежды и разочарования. Создание еврейских автономий в Советском Союзе. Яркие страницы истории ОРТа. 1920-30-е годы. Фотоальбом. Составление В. Дымшиц, А. Иванов. World ОRТ, 2006. 157 с. (English Edition: Hope and Illusions. World ORT. 2006. 157 p.)
The story of the Soviet attempt to create autonomous Jewish regions within the territory of the Soviet Union in the 1920s and 1930s has for many years been relegated to a footnote in history. Nevertheless, initially the idea was met with great enthusiasm not only by the Soviets, but also by Jewish communities around the world including ORT. Despite serious misgivings about co-operating with the Soviet authorities, ORT took on a vital role in the project, viewing it as a way to empower Jews and help them attain social equality and economic self-sufficiency. The Hope and the Illusion is devoted to this little-known chapter of history. The album consists of photographs from the World ORT Archive in London, archives and museums in St. Petersburg, Russia. Not only does this material include documents that shed new light upon the era, but it also contains remarkable examples of photographic art. Many of these photographs are only now being made available to the public for the first time.
Издано при поддержке Всемирного ОРТа

Еврейский музей. Сборник статей // Сост. В.А. Дымшиц, В.Е. Кельнер. СПб, «Симпозиум», 2004. 268 с.
Статьи, вошедшие в сборник, посвящены изучению памятников еврейского искусства и материальной культуры, истории еврейских музеев и художественных объединений, еврейской этнографии и фольклору, а также наиболее значительным выставкам, осуществленным центром "Петербургская иудаика".





Лукин В., Соколова А., Хаймович Б. Исторический путеводитель: 100 еврейских местечек Украины. Вып. 2. Подолия. СПб, 2000.
"100 еврейских местечек Украины" - название серии исторических путеводителей по современным городкам и поселкам Правобережной Украины, где еще в начале ХХ в. евреи составляли большинство городского населения. Во второй выпуск серии включены очерки истории еврейских общин юго-востока Подолии; большинство из них некогда входили в регион с историческим названием Брацлавщина, а на современной карте почти все они оказались в пределах южной части Винницкой области. История евреев этого края оставалась мало изученной из-за того, что еврейская тема советской исторической наукой игнорировалась, а западная историография была безразлична к истории окраин польского, а затем российского государств. В настоящем издании впервые сделана попытка в исторических очерках, написанных в форме "биографий" отдельных общин этого края, пораследить как общие для восточноевропейского еврейства культурно-исторические процессы, так и специфические региональные и местные явления. В поисках следов "еврейской цивилизации" три автора этой книги посетили сотни городов и поселков Украины. В процессе работы над книгой каждый из авторов внес в нее свою лепту. Архитектор Алла Соколова подвела итог своего уникального исследования статьей "Архитектура штетла в контексте традиционной культуры", ей также принадлежат фрагменты текстов, касающиеся истории застройки местечек и описания сохранившихся в них архитектурных сооружений. Аналогичную работу по включению в исторический контекст памятников материальной культуры и образцов художественного творчества подольского еврейства проделал исследователь народного искусства Борис Хаймович, обобщивший результаты одного из направлений своей научной деятельности в статье "Еврейское народное искусство Южной Подолии". На долю архивиста Вениамина Лукина выпал труд наполнить "биографии" местечек историческими реалиями, почерпнутыми из всевозможных источников, и написать вводную статью об истории еврейских общин Подолии в XVII - XVIII вв. Разрабатывая каждый свою область науки, исследуя определенный срез истории или культуры, три автора этой книги стремились в совокупности реконструировать исторический образ подольского еврейства во всем его своеобразии, жизненной достоверности и полноте.

«Восход» - «Книжки Восхода» : Роспись содержания 1881-1906 гг./ Сост. А.Р.Румянцев; Предисл. В.Е.Кельнера. – СПб., 2001. – 264 с.
Журнал "Восход", посвященный истории, общественной жизни и литературе евреев, начал издаваться в Санкт-Петербурге в 1881 г. Издателем-редактором его был А.Е.Ландау, в его же типографии на Театральной площади журнал печатался. Журнал выходил ежемесячно (некоторые номера были сдвоенными). С N 8 за 1899 г. редактором журнала стал М.Г.Сыркин, с N 11 за этот же год изменилось заглавие журнала - теперь он стал называться "Книжки Восхода". Издание журнала прекратилось на N 3 за 1906 г. В качестве приложений к журналу печатались научные и литературные произведения, переводы сочинений Иосифа Флавия, а также "Систематический указатель литературы о евреях на русском языке" - важнейшее библиографическое пособие по этой тематике. Приложением к журналу была также газета "Недельная хроника Восхода" (затем - "Восход"), которая требует специального исследования и росписи. Журнал издавался без предварительной цензуры, и за публикацию некоторых материалов подвергался взысканиям. В 1884 г. ему были объявлены предупреждения, а в 1891 г. журнал был приостановлен на 6 месяцев. Роспись содержания "Восхода" и "Книжек Восхода" представляет собой последовательное перечисление всех статей, заметок, романов, стихотворений и пр., опубликованных в номерах журнала, по порядку их расположения, с указанием страниц. По возможности раскрываются псевдонимы и криптонимы. (Для раскрытия псевдонимов привлечен "Словарь псевдонимов" И.Ф.Масанова, мемуарные и архивные источники.) Если автор отражен в энциклопедиях и биографических словарях под псевдонимом, то для заголовка записи применяется именно эта форма (Бен-Ами, Сологуб Ф.К. и т. п.). К росписи прилагается именной указатель, в котором отражены все варианты имен авторов и персоналий.

"ЕВРЕЙСКИЙ МИР В ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТКАХ". Электронная версия выставки на компакт диске, 2002