english | русский

Полевой архив визуальных материалов А. Соколовой сформировался в процессе выполнения исследования по теме «Традиционная архитектурная среда штетлов Подолии. XVIII — начало XX вв.» в 1993 — 1998 гг. (Винницкая и Хмельницкая области Украины, см. карту). Кандидатская диссертация по архитектуре на эту тему была защищена в 2002 г. (ВНИИТАГ, Москва). Архив пополнялся фотоснимками, сделанными в 2000 — 2008 гг. во время экспедиций и полевых летних школ, в которых А. Соколова принимала участие.

Объектами упомянутого исследования были дома, возведенные кустарным способом из местных строительных материалов в соответствии с домостроительной традицией штетлов Подолии. Специфические особенности этой традиции были выявлены в процессе сопоставления результатов сравнительно-типологического анализа материала, полученного путем натурного архитектурного обследования (включая обмеры), и данных интервью с местными уроженцами, евреями и украинцами. И те, и другие обоснованно определяли прирыночные кварталы бывших штетлов как территорию компактного расселения евреев, а предместья как украинские. В диссертации Соколовой архитектурная среда штетлов Подолии, точнее, их торгово-ремесленных центров, была рассмотрена как локальный этнокультурный феномен.

Материалы данного архивного фонда учтены в двух описях, структурированных по географическому принципу. Опись № 1 охватывает фотонегативы снимков домов рядовой застройки (фасады, интерьеры, предметы мебели) и синагог (фасады, интерьеры) выполненных А. Соколовой (1993–2008 гг.); 1753 ед. хр. Опись № 2 включает схематичные планы обследованных домов, выполненные на основании обмеров и обмерных планов, предоставленных владельцами домов и местными инвентарными бюро (1994–1998 гг.); фотонегативы пересъемки архивных документальных материалов, в частности, чертежи синагог и домов рядовой застройки (конец XIX — начало XX вв.): 84 ед. хр.

Данный архивный фонд продолжает пополняться новыми материалами.








Представленные в данном разделе полевые материалы систематизированы в соответствии с типологией домов штетла, разработанной А. Соколовой на основе анализа их пространственно-планировочных структур. До начала ХХ в. «жилые», в современном смысле слова, дома в штетлах практически отсутствовали, каждый дом служил также лавкой или мастерской, парикмахерской или аптекой. Широкое распространение домов на полуподземных цокольных этажах (на идише цокольный этаж — башке, от старогерманского базе в значении унтербау — подклеть) и/или на подвалах можно объяснить потребностью торговцев и ремесленников в обширных складских и подсобных помещениях.

Для торгово-ремесленных кварталов штетла были характерны два основных способа застройки участков: 1 — простой, 2 — готический. При простом способе застройки участка главный (торцевой) фасад дома выходил непосредственно на красную линию торговой улицы, а тыльный фасад на параллельную ей менее оживленную улицу. Готический способ застройки участка состоит в одновременном или последовательном строительстве лицевого дома (главного, выходящего фасадом на торговую улицу) и тыльного дома: его строили по одной оси с лицевым домом, вплотную к его тыльному фасаду или на небольшом расстоянии от него.
Структура лицевого дома (I) была определена как простая; структура здания, состоящие из лицевого и тыльного домов (II) — как комбинированная.


I.1а
Лицевой дом с неполной однородной структурой
I.1б1
Лицевой дом с полной однородной структурой
I.1б2
Лицевой дом с полной однородной структурой, включающей дополнительную систему отапливаемых помещений
I.2а
Лицевой дом с составной структурой: две равноценные системы отапливаемых помещений
I.2б1
Лицевой дом с составной структурой: две равноценные системы отапливаемых помещений, разделенные коридором
I.2б2
Лицевой дом с составной структурой: две равноценные системы отапливаемых помещений, разделенные анфуром
II.1
Здание, состоящее из лицевого и тыльного домов, вплотную примыкающих друг к другу
II.2
Здание, состоящее из лицевого и тыльного домов, соединенных проходом или внутренним двором

Внутренняя структура дома формировалась с учетом функционального значения улиц, ограничивающих территорию участка под застройку. Система отапливаемых помещений основного (наземного) этажа лицевого дома включает обычно две-четыре комнаты, соединенные между собой дверьми. Наиболее архаичный вариант планировки дома — анфилада: от парадного входа к черному выходу. Наряду с анфиладой получило распространение компактное расположение комнат, в их числе появились непроходные. Усложнение исходной планировки при реконструкции дома происходило путем замены анфиладной системы коридорной или смешанной. На фасаде такого дома нередко соседствуют две двери: одна ведет в лавку или шинок, другая — в прихожую и жилую часть дома. Если лавка или шинок размещались в полуподвальном цокольном этаже, то в гостиную и другие комнаты жилого этажа можно было войти с галереи, на которую вела наружная лестница.

Расположение главного (парадного) входа в дом на лицевом фасаде и черного хода на тыльном или боковом фасаде дома определило направленный (с акцентированным началом) характер архитектурной композиции традиционного еврейского дома.

Первая комната со стороны улицы — дерех-циммер (идиш: проходная комната); она же или следующая за ней — зол (идиш: зал, гостиная); если среди отапливаемых помещений дома не выделено такой комнаты, ее роль играет помещение, предназначенное для торгово-ремесленной деятельности — штибл (идиш: домик). Далее, в случае анфилады, или рядом с первой комнатой находится алькер (идиш: спальня), затем — комнаты для детей или родителей владельца дома. За жилыми комнатами помещается кухня, а также кладовые или подсобные помещения.

За основной системой отапливаемых помещений обычно имелся крытый двор — уз (идиш, редуцированное хаус, — так в средневерхненемецком языке назывался дом до того, как произошло вычленение комнат): пол здесь был земляным, потолок не подшивали. Сквозь ворота, расположенные на тыльном фасаде дома, в крытый двор обычного размера могла въехать запряженная повозка. В таком дворе могла быть в случае необходимости выгорожена небольшая квартира с отдельным входом из переулка, например, для сдачи внаём.

Важным формообразующим элементом полной пространственно-планировочной структуры дома (подробнее о ней см. ниже) является анфур (идиш: заезд, подвоз, доставка), — это расположенный под открытыми конструкциями крыши сквозной проезд, соединяющий параллельные улицы. Анфур устраивался либо в боковой части дома, вытянутого перпендикулярно красной линии улицы (отапливаемые помещения компоновались вдоль него с одной стороны), либо по центральной продольной оси дома, тогда в нем обычно было две системы отапливаемых помещений, например, основная система отапливаемых помещений и дополнительная (к основной). Особенности дополнительной системы помещений были обусловлены функциональным назначением здания. В том случае, если владелец дома изначально предполагал использовать его как постоялый двор, для размещения приезжих была предназначена анфилада жилых комнат, каждая из них имела вход из анфура. Если владелец дом содержал шинок, то вторым со стороны улицы помещением в такой анфиладе была кухня, за ней могли размещаться комнаты для сдачи внаем.

Среди домов рядовой застройки штетла широко распространен тип дома, изначально рассчитанного на две семьи, его структура включает две равноценные системы отапливаемых помещений с направленной ориентацией внутреннего пространства. На этом основании было выделено два типа лицевых домов:

— с простой структурой (I.1), включающей одну систему отапливаемых помещений с направленной ориентацией внутреннего пространства;

— с составной структурой (I.2), включающей два элемента такого рода.

Анфур, который не всегда имеется в структуре дома, является его важным формообразующим элементом. Уз, в отличие от анфура, встречается во всех типах лицевых домов, поэтому нет необходимости отражать наличие или отсутствие уза в классификации. На этом основании среди лицевых домов с простой структурой (I.1) выделены:

— дома с неполной простой структурой (I.1а), в состав которой анфур не входит; основная система отапливаемых помещений с направленной ориентацией внутреннего пространства является единственным типообразующим элементом структуры;

— дома с полной простой структурой (I.1б), в состав которой входит анфур и основная система отапливаемых помещений с направленной ориентацией внутреннего пространства.

Выделено два типа лицевых домов с полной простой структурой (включающей анфур): в зависимости от наличия дополнительной системы отапливаемых помещений, которая также является формообразующим элементом:

I.1б1 — тип структуры, в состав которой входит основная система отапливаемых помещений и анфур, расположенный в боковой части объема;

I.1б2 — тип структуры, в состав которой входит основная система отапливаемых помещений, дополнительная система отапливаемых помещений и анфур, расположенный вдоль центральной продольной оси объема.

Классификация лицевых домов с составной структурой (I.2) отражает способ ее образования. Она нередко формировалась в результате реконструкции ранее существовавшего дома (или домов) с простой структурой, например, при укрупнении домовладения за счет присоединения к нему соседнего участка (со строением или без него). Выделено два типа домов с составной структурой:

I.2а — тип структуры, которая представляет собой блок из двух равноценных систем отапливаемых помещений с общей стеной, расположенной по центральной продольной оси объёма.

I.2б — тип структуры, которая представляет собой блок из двух равноценных систем отапливаемых помещений, соединенных через коридор (подтип — I.2б1) или через анфур, расположенный по центральной продольной оси объёма (подтип — I.2б2).

Использование различных материалов для отдельных частей здания, разновременность их строительства и включение в общую структуру фрагментов конструкций, сохранившихся от предшествующей постройки, согласуются с принципом открытой системы, характерным для рядовой застройки штетла. Сложенный из нетесаного известняка цокольный этаж был нередко старше первого этажа, для стен которого применялся деревянный каркас с элементами фахверка, заполненный валиками из смеси глины с соломой. Независимо от конструкции, стены (в том числе и сложенные из грубо отесанного камня) обмазывали глиной и белили. Такой строительный прием был усвоен из украинских домостроительных традиций Подолии.

К определяющим признакам еврейского дома относится его двухочажность. Для отопления комнат использовались печи голландского типа, такую печь называют груба; на кухне для приготовления пищи имелась духовая печь с очагом (ойвн — идиш). На припечке обычно сушили вещи и хранили посуду: для этого мог быть оборудован специальный шкаф.

Галерея (наземная, расположенная на каменном цокольном этаже, заподлицо с ним, или, вынесенная на выступах балок) характерна для домов, традиционных для штетлов Подолии, для украинских мещанских домов и сельских хат этого регионе такой элемент не характерен. Формы деревянных опор-колонок, поддерживающих вынос крыши над галереей, разнообразны, но в ХIХ в. наиболее распространены были колонки с энтазисом и примитивными базой и капителью. Перила галерей и балконов были в это время украшены изящными точеными балясинами, но в начале ХХ в. резные дощатые ограждения галерей обычно лишь имитировали балюстраду.

В XVIII —XIX вв. для защиты столярных изделий использовали раствор на основе олифы, который придавал им темно-коричневый цвет. В XX в. евреи красили столярные изделия в коричневый цвет, в отличие от синего цвета, традиционного для украинских домов.

Во второй половине XIX в. галерея полностью или частично перестраивалась в остекленную веранду, которая выполняла функцию ритуального «шалаша» для еврейского праздника Кущей. Ранее для устройства кущи нередко использовали одну из комнат, прихожую, уз или чердак. Веранда-куща играла важную роль в композиции фасада, благодаря своей двускатной крыше. В нескольких таких верандах при домах, построенных в XIX в., были обнаружены специальные съемные деревянные щиты, укрепленные в потолке. Их устройство соответствует ритуальным нормам. Декоративное оформление всех обнаруженных образцов обладает общими чертами, что позволяет сделать вывод о существовании местной традиции оформления веранды-кущи.

Декор дверей был обусловлен функцией помещения, в которое они вели. Двери, расположенные на лицевом фасаде дома, как наружные, так и внутренние, были, как правило, двухстворчатыми. Парадная дверь, которая вела в дом, была декорирована снаружи наряднее, чем изнутри, в отличие от двери в лавку. Эту дверь нередко декорировали только изнутри потому, что в теплое время года она была постоянно открыта настежь, как бы приглашая войти внутрь потенциального покупателя. В XIX в. в декоре дверей, а также предметов обстановки дома, широко использовался геометрический, растительный и зооморфный орнамент, традиционный для декора интерьеров синагог и еврейских надгробных стел. Маскарон, чаще всего львиная голова, как и эмблематические барельефные изображения животного или птицы, обычно обрамлены растительным орнаментом, заполняющим все поле филенки. Традиции внутреннего убранства дома были наиболее ярко выражены в обстановке парадной комнаты.

Постоянные перестройки и перепланировки домов, вызванные потребностью в расширении площадей, пригодных для торгово-ремесленной деятельности и жилья в пределах ограниченной территории штетла, были осознаны на знаковом уровне в целом комплексе специальных обычаев. Возможность развития дома, гибкого реагирования на изменение характера его эксплуатации, возможность постоянных трансформаций архитектурной формы дома, обеспеченных его архитектурной композицией, являются, в каком-то смысле, воплощением идеи временности каждого конкретного состояния формы. На знаковом уровне такая «неполноценность» дома декларировалась тем, что небольшой участок его восточной стены было принято оставлять неоштукатуренным.

Традиционная культура штетла уделяла особое внимание ритуальной стороне повседневного быта, в том числе и обычаям, связанным с устройством и реконструкцией дома. Укорененные в народной культуре представления о надлежащем устройстве дома превратили локальный опыт домостроительной практики штетлов Подолии в отрефлексированную домостроительную традицию народного зодчества.